Изящество ума

Попробуем честно раскрыть такое понятие как всеобщее священство, максимально используя здравый смысл. Под честным рассмотрением вопроса обычно понимается установка доходить до предела глубины вещей, чем нам и предстоит заняться. Но это — честность ума, а не сердца. Честность сердца в таком анализе состоит в том, чтобы не принимать в расчет «правильные рассуждения», если в них нет любви.

«Если говорю я языками земными и ангельскими, а любви не имею, то суть я медь звенящая или кимвал звучащий»

И на уровне сердца нам нужно признать, что все наши рассуждения, даже движимые самой горячей верой, есть гордость ума, если нет в нас любви. «Господи, прости, что согрешил я в изяществе ума моего», — обращается к Богу в молитве Блаженный Августин. Именно «честность любви» делает мышление христианским. Без этого любые рассуждения обязательно содержат ошибку «гордости ума», о которой говорит Августин.

Чтобы избежать этого, необходимо признать, что человек сам по-настоящему не мыслит, что он — всего лишь проводник Божественной мысли и любви Господа в такой форме. Тварный ум человеков может комбинировать уже известное, наше эго с радостью «выдает» и навязывает миру то, что ум знает. Но всякая по-настоящему новая и неожиданная мысль приходит в наш ум свыше, как благословение и благодать.

Левон Аркашуни «Вкус любви»